На территории Свердловской области за 11 месяцев 2017г. зарегистрировано 237 (288; -17%) ДТП с участием детей, в которых 259 (300; – 13,7%) детей получили травмы различной степени тяжести и 12 детей погибли (21; -43%).

В г. Серове на  ул. Карбышева  19.01.2017 г. в 13.10 водитель автомобиля  «ВАЗ-21140», допустил наезд восьмилетнего пешехода, который перебегал проезжую часть дороги в неустановленном месте слева направо по ходу движения автомобиля. Мальчик был на тротуаре вместе со своим дядей, затем неожиданно перебежал на противоположную сторону дороги. И когда послышался звук подъезжающего автомобиля, дядя стал звать ребенка обратно на тротуар.

В связи с неверными действиями сопровождающего взрослого и физиологическими особенностями ребенка, который не смог оценить расстояние до движущегося автомобиля, произошел наезд на несовершеннолетнего. В результате  ДТП ребенок-пешеход получил  закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга и тупую травму живота, был госпитализирован в реанимационное отделение Серовской городской больницы.

21.01.2017г. пострадавшего в ДТП ребенка с диагнозом: «открытая черепно-мозговая травма, оскольчатый перелом основания черепа, ушиб головного мозга тяжелой степени, перелом нижней челюсти, перелом 2 позвонка, повреждения спинного мозга» госпитализировали в Детскую городскую больницу № 9 г. Екатеринбурга. Мальчик находился в медикаментозной коме до 24.01.2017г., после чего скончался.           Погибший от полученных травм в ДТП  являлся учащимся 3 «б» класса ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа».

20.02.2017г. в 16.45 на 71 км автодороги Екатеринбург-Тюмень (Богданович), водитель Ситроен С4, женщина 1971 г.р., неправильно выбрала скорость движения, не справилась с управлением, допустила занос на полосу встречного движения и столкновение со встречно движущимся Митсубиси Паджеро.           В результате ДТП водитель и оба пассажира Ситроен С4:  1942 года рождения и 2009 года рождения, скончались на месте ДТП. Мальчик перевозился в автомобиле своей тети с использованием адаптера ремня безопасности «ФЭСТ».

          28.02.2017 г. в 18.30 на 293 км автодороги Пермь-Екатеринбург (Н.Серги) водитель Фольксваген Туарег, мужчина 1982 г.р., совершая обгон, не убедился в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, допустил столкновение со встречно движущимся ВАЗ-21104 под управлением мужчины 1985 г. р.

В результате ДТП в автомобиле ВАЗ-21104 три человека погибли, в том числе и двухлетний ребенок, и трое получили травмы различной степени тяжести, один из которых – пятилетний  пассажир ВАЗ. Двухлетний ребенок в момент ДТП находился в детском автокресле, а пятилетний - в бустере. Родители погибли на месте ДТП.

          28.02.2017 на 259 км автодороги Пермь-Екатеринбург водитель автомобиля «Тойота Ленд Крузер», мужчина 1981 года рождения, при выезде с прилегающей территории на главную дорогу, не предоставил преимущества и допустил столкновение с автомобилем «Вольво FH», под управлением мужчины 1981 года рождения, который двигалась по главной дороге. В результате ДТП пассажирка автомобиля «Тойота Ленд Крузер» 2005 года рождения получила закрытую черепно-мозговую травму, мозговую гематому, в состоянии комы 3 степени госпитализирована в ГБ Бисерти.
06 марта 2017 года девочка скончалась в больнице. Ребенок находился на заднем пассажирском сидении справа, был пристегнут ремнем безопасности.

20.03.2017 года на 90 км автодороги Серов-Североуральск-Ивдель водитель автомобиля «Киа Оптима», мужчина 1973 г.р., двигаясь со стороны г. Североуральска в сторону г. Ивделя, неправильно выбрал скорость, не обеспечил постоянный контроль за движением автомобиля, допустил наезд на бетонный столб. В результате ДТП пассажир автомобиля «Киа Оптима» 2010 г.р. от полученных травм скончался на месте ДТП. Семья следовала из г. Североуральска в п. Калья домой. В автомобиле никто не был пристегнут ремнями безопасности.

Таким образом, из пяти погибших в ДТП детей четверо погибли в качестве пассажиров транспортных средств, из них один перевозился без использования пассивных мер безопасности. Один ребенок погиб в качестве пешехода по причине нарушения им ПДД РФ.   

15.05.2017 года в 22.00 на 4 км автодороги «Ачит-Месягутово»  водитель «БМВ 318»,  в зоне действия дорожного знака «обгон запрещен» совершил выезд на полосу встречного движения, где допустил столкновение со встречным автобусом «Мерседес Спринтер 515».В результате ДТП произошло возгорание автомобиля «БМВ». Водитель «БМВ-318» и три его пассажира в том числе 15-летний подросток погибли на месте ДТП.  

27.05.2017 года в 22.30 на 3 км а/д «ст. Глубокая – п. Бобровский» (Белоярский район) водитель «Honda S MX», при движении по автодороге допустил наезд на двух пешеходов, после чего скрылся с места происшествия. В ходе оперативно-розыскных мероприятий автомашина и водитель были розысканы, водитель был задержан сотрудниками ГИБДД в г.Березовском.

В результате ДТП погибли две 14-летние девушки, которые находились в компании двух 17-летних знакомых. Родители погибших девочек в момент ДТП находились в коттедже, который они арендовали на выходные дни. Дети гуляли одни по обочине региональной дороги в попутном направлении движению транспорта. Световозвращающие элементы на одежде детей отсутствовали.

28.07.2017 года в 00.50 в д.Верхняя Синячиха Алапаевского района, ул.Заводская, 2, водитель автомобиля ВАЗ-21093 – 15-летний подросток, допустил съезд с проезжей части и наезд на дерево. В результате ДТП сам несовершеннолетний водитель погиб на месте происшествия, его два 15-летних пассажира получили тяжелые травмы: юноша - закрытый перелом бедренной кости слева, девушка – открытую черепно-мозговую травму. Подростки не были пристегнуты ремнями безопасности.

Водитель состоял на профилактическом учете в ОДН МО МВД за употребление курительной смеси, в марте 2017 года был условно осужден к двум с половиной годам за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч.2 ст. 166 УК РФ, ч.1 ст. 158 УК РФ, возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 166 УК РФ. Погибший водитель без разрешения матери взял ключи от ее автомобиля и поехал с друзьями кататься по ночным улицам деревни. На автомобиле были установлены зимние шины.

16.08.2017 года в 13:40 в Нижнетуринском районе п. Ис на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог, улиц Фрунзе-Пионерская, водитель ВАЗ-21102, мужчина, 1999 г.р., не уступил дорогу мотоциклу Урал, без г/н под управлением подростка 2002 г.р., не имеющего права на управление, без мотошлема.  В результате ДТП 15-летний водитель мотоцикла  от полученных телесных повреждений скончался в автомобиле СМП.

Погибший воспитывался мамой и бабушкой, которые о существовании мотоцикла не знали.

02.09.2017 года в 15:00 на 18 км а/д Кушва-Баранчинский водитель мотоцикла Хонда, мужчина 1991 г.р. (кат-АВ, стаж-5л), допустил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом в неположенном месте, после чего водитель мотоцикла не справился с управлением допустил съезд в кювет с последующим опрокидыванием.

В результате ДТП водитель мотоцикла погиб на месте ДТП, двенадцатилетний пешеход от полученных травм скончался в больнице.

10.11.2017 года в 17.50 на 4 км а/д «Студенческий-п.Белореченский» водитель автомобиля КАМАЗ, выполняя дорожные работы, двигаясь со скоростью около 70км/ч, ковшом сбил 12-летнюю девочку, которая двигалась по правой обочине в попутном направлении. Верхняя одежда ребенка была черного цвета без световозвращающих элементов. Девочка возвращалась домой в п.Белореченский из п.Студенческий, где находилась у подруги в гостях.

Дорожные происшествия, в которых погибли дети, зарегистрированы на территориях: Н. Серег (2 ребенка-пассажира), Заречного (3 ребенка пешехода), Богдановича (ребенок-пассажир), Серова (ребенок-пешеход по своей вине), Североуральска (ребенок-пассажир без ДУУ), Красноуфимска (ребенок пассажир), Алапаевска (ребенок-водитель автомобиля), Н.Туры (водитель мотоцикла), Кушва (ребенок-пешеход по своей вине).

Таким образом, из 12 погибших в ДТП детей пятеро погибли в качестве пассажиров транспортных средств, из них один перевозился без использования пассивных мер безопасности. Пятеро погибли в качестве пешеходов, при этом двое детей погибли по причине нарушения ими ПДД РФ и три пешехода получили смертельные травмы, двигаясь по обочине дороги, расположенной вне населенного пункта без световозвращающих элементов в попутном направлении движению транспорта.  И два ребенка погибли, управляя автомобилем (ремнем безопасности пристегнут не был) и мотоциклом Урал (без мотошлема).

Рост ДТП с участием детей зарегистрирован на 200% в Пышминском, Сухоложском и Тугулымском районах, на 100% в Красноуральске, Кировграде, Североуральске; на 40% - в Камышлове и Красноуфимске; на 50% - в Верхней Пышме,  на 40% - в Камышлове; на 33,3% - в Качканаре, на 25% - в Новоуральске и Первоуральске; на 20% - в Ревде.

По категориям участников дорожного движения пострадавшие дети распределились следующим образом:

- пассажиры  - 131 (160; -18%), из них в возрасте до 12 лет пострадал 97 детей. Из-за нарушения водителями правил перевозки детей травмированы 29 детей (16; +81,2%). Таким образом, с нарушениями перевозился практически каждый четвертый из раненых детей-пассажиров, при этом более половины (65%) из водителей, нарушивших правила перевозки детей, имели возраст от 30 до 35 лет, т.е. предположительно являясь родителями. Наибольшее количество таких ДТП зарегистрировано на территориях: Екатеринбурга (3), Белоярского р-на (4), Сысерти (2) и Новоуральска (2).

Доля детей пассажиров от общего количества пострадавших детей в ДТП составляет 50,5%. 

Наибольшее количество детей-пассажиров пострадало в возрасте до 7 лет (57 ребенка, что составило 53% от всех пострадавших детей-пассажиров), в возрасте от 7 до 12 лет зарегистрирован 41 пострадавший ребенок-пассажир и наименьшее количество травмированных детей-пассажиров зарегистрировано в возрасте от 12 до 15 лет (33 детей).

Подавляющее большинство происшествий, где пострадали дети-пассажиры, являются столкновениями. В результате данного вида ДТП погибли 5 детей и 83 – получили травмы различной степени тяжести. По причине выезда на полосу, предназначенную для встречного движения зарегистрировано 32 ДТП, в которых погибли 2 ребенка и 39 было травмировано.

Рост на 100% по количеству пострадавших детей-пассажиров отмечен из-за несоблюдения очередности проезда (погиб один ребенок и ранено 30 детей) и нарушения правил обгона (травмированы 13 детей). Также на 20% возрос показатель травмирования детей из-за несоответствия скорости конкретным условиям движения (в 18-и ДТП пострадали 26 детей).

В результате наезда на препятствие погибли 2 ребенка и 11 травмированы, также, в результате наезда на стоящее ТС пострадали 6 детей.

На дорогах, расположенных в черте населенных пунктов зарегистрировано 58 ДТП, вне населенных пунктов – 49 ДТП. При этом, обращает на себя внимание тот факт, что 81% (87 ДТП) от общего количества ДТП с участием детей-пассажиров произошли в светлое время суток, и лишь 19% (20 ДТП) – в темное время суток.

Заслуживает внимания и распределение рассматриваемых происшествий по дням недели. Наибольшее количество ДТП с участием детей-пассажиров зарегистрировано в воскресенье (21 ДТП, в которых травмировано 24 детей) и понедельник (13 ДТП, в которых погибли 3 ребенка и пострадали 18 детей). Высокая тяжесть последствий также зафиксирована в пятницу, где в результате 14 ДТП один ребенок погиб и травмы получили 18 детей и в субботу - в 22 ДТП пострадали 28 детей, в среду – 17, во вторник - в результате 11 ДТП погибли 2 ребенка и 13 были травмированы, и в четверг – пострадали 12 детей.

По итогам 11 месяцев т.г. отмечено снижение на 16,3% количества травмированных детей-пешеходов. В результате 106 ДТП погибли 5 детей и 103 получили травмы (123; -16,3%).

Доля пострадавших детей пешеходов от общего количества ДТП с участием детей составляет 40%. 

Рассмотрение распределения ДТП с детьми-пешеходами по времени совершения отчетливо свидетельствует о том, что максимальное количество ДТП с их участием совершается в период с 14.00 до 21.00 (70 детей пострадали), при этом пик травмирования детей-пешеходов приходится на период с 17.00 до 20.00, когда травмы получили 39 детей. С 7.00 до 14.00 один ребенок погиб и 26 были травмированы в качестве пешеходов. После 21.00 травмы получили 6 несовершеннолетних.

Таким образом, 94 ДТП с участием детей-пешеходов произошли в светлое время суток, в темное время суток зарегистрировано 10 ДТП, из которых 4 происшествия произошли при включенном искусственном освещении. Из 106 ДТП три происшествия, в котором погибли 4 ребенка, произошли на дорогах, расположенных вне населенного пункта, остальные ДТП зарегистрированы на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов, при этом одна треть – в городе Екатеринбурге (38 ДТП из 106).

Анализируя распределение ДТП с участием детей-пешеходов по дням недели, отмечаем, что наибольшее количество ДТП с участием пешеходов произошло во вторник, когда в результате 26 ДТП травмированы 26 детей. В субботу пострадали 14 детей и 3 погибли и в среду – 18. В пятницу-13,  в четверг – 12, в воскресенье зарегистрировано - 11 ДТП и в понедельник – 8.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение на 8% количества ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД самими несовершеннолетними пешеходами. За 11 месяцев 2017г. в 46 ДТП 43 ребенка пострадали и трое погибли по причине нарушения ими правил перехода проезжей части дорог. Вместе с тем, доля виновных детей пешеходов от общего количества травмированных пешеходов составляет 42 %.

Наибольшее количество зарегистрированных травм получили дети в двух возрастных категориях: в возрасте от 10 до 14 лет (1 погиб и 37 -травмировано), из них 21 – это мальчики, из которых 12 стали виновны в ДТП, и, с 7 до 10 лет - учащиеся начальной школы: травмы получили 35 детей, из которых 14 – нарушили ПДД РФ при переходе проезжей части дорог. В возрасте до 7 лет травмированы 23 ребенка, которые в момент ДТП находились в сопровождении взрослых родственников. В возрасте от 14 до 16 лет погибли 2 ребенка и 7 подростков были травмированы в ДТП.

Основные нарушения ПДД РФ, допущенные детьми – это переход проезжей части дорог в неустановленном месте, в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка (27 случаев травмирования). По причине выхода на проезжую часть в ситуации закрытого обзора травмы получили 11 детей, и 3 пострадали в результате движения на запрещающий сигнал светофора.

В Екатеринбурге из 38 случаев травмирования пешеходов 14 произошли по вине самих детей, что составило 37 % от всех ДТП с их участием, в Н.Тагиле в 5-и случаях из 14-и дети-пешеходы стали виновниками происшествий. В Березовском в трех случаях из четырех дети-пешеходы нарушили ПДД РФ, что явилось причиной их травмирования. В Ирбите трое малолетних пешеходов стали виновниками происшествий с их участием. Н.Туре, Первоуральске, Полевском и Новоуральске в результате двух фактов получения травм детьми - пешеходами, они сами стали виновниками ДТП.

По вине водителей ТС зарегистрировано 60 (77; -22%) наездов на детей-пешеходов, в результате которых ранено 60 детей (75; -20%) и 2 ребенка погибли (4; -50%). На пешеходных переходах зарегистрировано 39 ДТП (37; +5,4%), в которых 40 детей травмированы (35; +14%), погибших нет. Из 39 ДТП, в которых дети получили травмы, находясь на пешеходном переходе, 22 ДТП произошли на территории города Екатеринбурга, 5 - в Н.Тагиле, 2 -  в Богдановиче, Красноуфимске и Лесном, по 1 ДТП в Артемовском, Березовском, Сысерти, С.Логу, Качканаре и Новоуральске.

С участием детей, управляющих велосипедами, зарегистрировано 19 ДТП (14; +36%) в которых 19 детей пострадали (13; +46,2%), погибших нет (1; - 100%). По вине самих велосипедистов зарегистрировано 14 ДТП (6; +133,3%), в результате которых 14 детей пострадали (5; +180%), что составило 74% от всех детей-велосипедистов, травмированных в ДТП.

С участием детей-водителей механических транспортных средств зарегистрировано 5 ДТП (АППГ - 4), в которых 2 (+200%) ребенка погибли и 3 (4; -25%) пострадали. При этом четверо несовершеннолетних водителя нарушили Правила дорожного движения при управлении ТС: водитель мопеда в г.Волчанске, водитель автомобиля в Алапаевском районе и два водителя мотоцикла в Екатеринбурге.

По причине нарушения ПДД РФ самими детьми всех категорий участников дорожного движения зарегистрировано 64 ДТП (59; +8,5%), в результате которых 60 (56; +7%) детей травмированы и 4 ребенка погибли (3; +33,3%).

По причине нарушения ПДД РФ водителями автотранспортных средств за 11 месяцев 2017 года в результате 176 ДТП (221; -20,4%) 199 детей травмированы (239; -17%) и 10 погибли (16; -37,5%).

По результатам проведенного дифференцированного анализа состояния детского дорожно-транспортного травматизма отмечается снижение на 17% количества ДТП, в том числе на 25% с участием детей-пассажиров. Вместе с тем, на 81,2% отмечен рост количества детей-пассажиров, пострадавших в ДТП из-за нарушения водителями правил перевозки детей.

На 14,3% выросло количество травмированных на пешеходных переходах детей при условии снижения на 16,3% количества пострадавших пешеходов.

Увеличилось и количество ДТП с участием детей по их собственной неосторожности на 8,5% при условии снижения показателей виновности детей-пешеходов на 8%.

С летнего периода года остается рост на 36% количества травмированных в ДТП юных велосипедистов, в том числе на 133% - травмированных по своей вине. Доля травмированных в ДТП по своей вине велосипедистов от общего количества пострадавших детей-велосипедистов составляет 74%. Таким образом, более половины ДТП с их участием происходит по вине несовершеннолетних велосипедистов. Отсюда следует вывод, что уровень знаний Правил дорожного движения у детей, управляющих велосипедами, остается на низком уровне.

Соответственно, при организации оперативно-служебной деятельности Госавтоинспекции Свердловской области необходимо обращать пристальное внимание на пресечение грубых правонарушений в области дорожного движения со стороны водителей автотранспортных средств, связанных с выездом на полосу встречного движения, на предупреждение нарушений скоростного режима, правил перевозки детей-пассажиров и пресечения НПДД самими детьми с составлением карточек учета.

В зимний период года необходимо организовать деятельность Госавтоинспекции в образовательных организациях различного вида и типа с проведением профилактических бесед, направленных на использование световозвращающих элементов в одежде, недопустимости отвлечения внимания от транспортной среды при использовании наушников, капюшонов, мобильных телефонов; разъяснение требований перехода проезжей части, только предварительно убедившись в его безопасности.